Так часто бывает: шагая по главной дороге, оставляешь позади еле приметные, вроде как не заслуживающие внимания змейки боковых тропинок. А они по скромности своей и не лезут настырно в глаза. Хотя зря. Именно там, в стороне от утоптанной, затвердевшей колеи, зачастую поджидает любопытная встреча или удивительное открытие. Именно там случается узнать больше, чем на проторенном другими пути. Такой деликатной боковинкой с целым кладезем сокровищ за пазухой можно назвать Новую Ладогу. Чуть поодаль от федеральной трассы, приземистая и деревянная, она по-купечески ленива под жарким летним солнцем. Нотам, где прохлада и свежий ветерок, она наблюдательна и сметлива.
Справка
В 2013 году новоладожская школа №1 отметит свое 100-летие. Здание школы построено по проекту известного петербургского архитектора Льва Петровича Шишко.
Среди выпускников школы есть ученые и военные, учителя, врачи, Герои Советского
Союза, воины-интернационалисты.
Да, дух истории у нас силен, - соглашается директор новоладожской школы №1 Елена Александровна Алексеева. - Мы, собственно, живем в музее под открытым небом.
Поясняя эту фразу, Елена Александровна начинает рассказывать об истории города, его прошлом и настоящем облике. К ней тут же присоединяются коллеги, с неменьшим пылом объясняющие те или иные события, произошедшие в новоладожской истории. И, глядя на лучащиеся глаза, слушая живые рассказы, понимаешь, что попал в клуб любителей родного края, клуб ценителей и оберегов его. В клуб естественных патриотов. Это точное определение, кстати сказать, дал заместитель директора по воспитательной работе Валентин Владимирович Никифоров. Патриотизм, сказал он, не может быть искусственным и наносным. Особенно в новоладожской школе №1. Потому что история является неотъемлемой частью жизни школы.
- Мы постоянно заняты теми или иными интересными проектами, - уточняет директор школы. - Ведь немыслимо вариться в котле истории и не извлекать оттуда темы для размышлений и исследований. Например, совместно с городским краеведческим музеем мы реализуем многолетний замечательный проект «Потешаемся - военной азбуке обучаемся». На базе школы работает летний историко-краеведческий лагерь. Тридцать лет назад у нас была создана литературно-краеведческая студия «Память». Выходит школьная газета «Большая перемена».
Вот буквально завтра ребята из летнего лагеря едут на могилу художника Василия Максимова.
Руководитель школьного музея Светлана Луканина добавляет:
-Школа уже много лет ухаживает за его могилой. Когда была создана литературно-краеведческая студия «Память», в ней работала наш школьный библиотекарь Галина Петровна Цветкова. Она вела рубрику «Поэты Волховского фронта», но помимо этого всегда интересовалась и сейчас интересуется, работая внештатным сотрудником краеведческого музея, историей родного края. На классных часах она рассказывала ребятам о художнике Максимове, поскольку он родился в наших краях - в деревне Лопино, близ Новой Ладоги. Примечателен тот факт, что, окончив Академию художеств в 1866 году, Василий Максимов отказался от конкурса на большую золотую медаль, получив звание классного художника третьей степени. "Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, - говорил он. - Я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя». После рассказов об этом прекрасном человеке и художнике у ребят возникло естественное желание поклониться его могиле. Стали приезжать, а когда увидели, что могила находится в запущенном состоянии, сама собой родилась традиция за ней ухаживать.
Также сам собой родился еще один проект, который условно можно назвать «Водницкий». Как рассказала Елена Александровна, ее теперешние десятиклассники, а тогда восьмиклассники, когда заинтересовались темой участия Новой Ладоги в Великой Отечественной войне, случайно узнали, что на территории водницкой больницы есть заброшенная могила. Организовав поисковую работу, дети выяснили, что в первые дни войны сюда из Ленинграда была эвакуирована целая больница. Для защиты от артналетов близ здания были вырыты щели, чтобы врачи вместе с ранеными могли там укрыться и переждать бомбовые атаки. Однако в первый же налет одна из бомб накрыла тех, кто пытался спастись таким образом. Погибло до 60 человек. На этом месте был установлен памятник жертвам фашистского налета, однако о нем никто не заботился. Учителя, родители и дети восстановили памятник. Теперь приходят сюда вспомнить о героях войны, о тех, кто не вернулся с нее. И, самое главное, ребят здесь не нужно просить говорить потише. Сами невольно замолкают. Без напоминаний убирают вокруг могилы, кладут цветы.
Как замечает Елена Александровна, один проект часто дает жизнь другому проекту. Так, например, идея восстановить памятник «Водницкий» родилась, когда ребята в рамках проекта «Вверх по седому Волхову» побывали в деревне Рогожа. Деревня примечательна тем, что местные жители собрали все фотографии односельчан, погибших в ВОВ, и на их основе создали памятник.
Кроме «Водницкого» теме Великой Отечественной войне был посвящен еще один проект, реализованный ребятами новоладожской школы, - «Песни и письма войны». Все старые письма, что находились в городском краеведческом музее, школьники перевели в электронный вид, , а также составили большую флнотеку различных песен о войне. Диски с песнями на 9 Мая получили все ветераны города.
Совсем не чужим для Новой Ладоги является имя великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. В 1764-1768 гг. здесь квартировал Суздальский пехотный полк под его командованием. В этот период Суворовым было написано «Полковое учреждение» - руководство по обучению и воспитанию солдат. Безусловно, школа не могла остаться в стороне от данного факта, и с 2005 года в тесном сотрудничестве с городским краеведческим музеем начала реализацию проекта "Потешаемся - военной азбуке обучаемся Как пояснила сотрудник музея, автор проекта Наталья Морозова, программа позволяет показать суворовскую эпоху через элемент реконструкции. Обучаясь и играя, ребята изучают историю. В частности, знакомятся с историей Суздальского полка, с историей формы, с фактами жизни Суворова. Через данный проект прошло несколько поколений детей, а его непременными атрибутами является участие в праздниках -«Алтарь Отечества» и 9 Мая. Когда мальчишки и девчонки (в юные суворовцы посвящают и девочек) барабанят и торжественно маршируют, чеканя строевой шаг, от них не оторвать глаз. Как-то, когда ребята были на экскурсии в Ботаническом саду, их просто оккупировали желающие сфотографироваться.
Еще бы, форма у юных «потешников» настоящая, да и они себя держат как истинные маленькие воины - звание суворовцев обязывает.
Летом в школе работает исторический лагерь. Как рассказыает Светлана Луканина, целый месяц ребята занимаются различными проектами. Изучают окрестности, узнают историю названия улиц, предприятий, памятников. В один год, к примеру, измеряли Гостиный Двор, в другой год взвешивали старинные кирпичи, а затем изучали школьный подвал. Результаты проектов хранятся в архиве школьного музея. Он, кстати сказать, не имеет определенной направленности, здесь собраны все материалы, имеющие важность для школы, а основой музея стала изостудия, которая существовала на базе образовательного учреждения в 1960-е годы Вел студию обычный учитель изо Борис Николаевич Годунов, которому в этом году исполнилось 100 лет! Картины многих его студийцев висят на стенах школы, и это действительно потрясающие работы. Недаром некоторые из бывших учеников Годунова стали профессиональными художниками.
Результатом кипучей школьной жизни также стала школьная газета «Большая перемена». Зачастую тот или иной ее выпуск становится итоговым проектом всей школы. Например, был выпуск, посвященный учителям-ветеранам. Тогда каждый класс взял на себя труд написать об отдельном учителе. Получились очень проникновенные очерки. К Дню учителя ребята тоже постарались выпустить номер, рассказывающий о мамах-учителях устами детей. Как признаются героини статей, читать было любопытно и трогательно.
Почти 30 лет в школе существует литературно-краеведческая студия «Память». Ее девизом стали слова ленинградского поэта Вячеслава Кузнецова: «И должен я все это сохранить для будущего - сердце приказало». Были годы, когда студия тесно сотрудничала с журналом «Аврора», с такими замечательными поэтами, как Сергей Орлов, Павел Шубин, Всеволод Рождественский, Олег Шестинский, Александр Шевчук. Как рассказала библиотекарь и руководитель студии "Память" Наталья Воронина, школа сыграла не последнюю роль в судьбе некоторых поэтов. Например, во время войны в шкопое находился госпиталь и в нем работал известный библиограф Анаюлии Кузьмич Тарасенков. Для моряков он проводил поэтические курсы. Причем его стремление открыть мир поэзии военным было уникальным. Такого не встречалось больше нигде. Для Александра Шевчука, ставшего впоследствии членом Союза писателей, эти курсы явились поэтической альма-матер.
Возможно, в свою очередь «Память» тоже станет для кого-то из ребят трамплином в писательское будущее. Потому что здесь исследования тесно переплетены с творчеством. Скажем, выполняя задания игры «Ладожские памятники», детям необходимо было сначала пройти и изучить все памятники города, а затем написать рассказ или стихотворение, касающееся увиденного. В их работах главным достоинством стала искренность. Вот что, к примеру, написал восьмиклассник Евгений Щерба о Мемориале воинской славы: «Я прохожу между этих могилок, читаю фамилии и тут же забываю, и снова читаю... Подхожу к памятнику - мужественный солдат, сжимающий автомат, плащ-накидка. Голова наклонена к земле - и в глаза не заглянуть. Я подхожу к стелам и снова читаю фамилии и имена. Когда-то они были все живы... На кладбище чисто. Я не знаю точно, что такое память, но знаю, что она должна быть».
В том, что искренность является мерилом отношений между взрослым и ребенком, в новоладожской школе убеждены все. А самый преданный и активный проводник искренности в массы -школьный фельдшер Дина Алексеевна Савина. Ее за глаза и в глаза называют символом школы. Дина Алексеевна пришла сюда в 1965 году. В рамках урока начальной военной подготовки вела курс сандружинницы, а с 1973 года благодаря ей в школе работает медицинский кружок. Более двухсот выпускников-кружковцев посвятили себя медицине.
На вопрос, почему взялась за это дело, Дина Алексеевна отвечает:
- Я сама дитя военных лет, все ужасы войны знаю не понаслышке. Для меня, если можно так выразиться, жизненной направляющей стала такая история. У нас в Новой Ладоге работал прекрасный хирург Олег Евгеньевич Евдокимов, и он рассказывал: когда ему было 16 лет, он находился в пионерском лагере в Прибалтике. В это лето началась Великая Отечественная война, и он после бомбежки, когда дети умирали от ран, а он не знал, как им помочь, дал клятву, что после войны будет врачом. И стал им. И каждое первое занятие своего кружка мы начинаем с минуты памяти о нем и о сандружинницах, которые ушли из нашей школы на фронт.
Сейчас, к счастью, не военное время, однако, я считаю, всегда нужно быть готовым оказать первую помощь. Много бед случается на дорогах, в больших городах. Наши дети смогут применить свои знания в экстремальной ситуации.
- А случалось ли такое?
- Да. Например, в походе ребята останавливали носовое кровотечение, как-то, попав в аварию, девочки-кружковцы сами себя продиагностировали и правильно себя вели, оказав большую помощь врачам.
- Мы бы, взрослые, доверили себя этим детям, - добавляет Елена Александровна.
- Дина Алексеевна, - спрашиваю, - а вы пошли бы с кружковцами в разведку?
Дина Алексеевна улыбается и, ни на минуту не задумавшись, восклицает:
- Конечно! Я ведь их готовлю не для школы, а для жизни. Для того чтобы они в ней были отзывчивыми людьми, готовыми всегда прийти на помощь.
Наверное, в этой фразе и кроется главный смысл существования новоладожской школы. Воспитать неравнодушных людей. Неспособных пройти мимо беды, неспособных предать свою малую и большую Родину. И способных любовь к людям и к отчему дому выразить в таких строках:
Новоладожские просторы -
самые родные места...
...Люди, природа, воздух -
Все до боли знакомо мне.
Как все это покинуть?!
Не приснится даже во сне.
Виноградова Варвара, 9-й «А» класс