Клуб естественных патриотов

 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Новоладожская средняя общеобразовательная школа имени вице-адмирала В.С. Черокова"

  

     

Клуб естественных патриотов

 

 

 

 Публикация в "Учительской газете" от 5 ноября 2013 года  (скачать текст)


 

 

Клуб естественных патриотов

В новоладожской школе №1 воспитывают неравнодушных людей

 

 Так часто бывает: шагая по главной дороге, оставляешь позади еле приметные, вроде как не заслуживающие внимания змейки боковых тропинок. А они по скромности своей и не лезут настырно в глаза. Хотя зря. Именно там, в стороне от утоптанной, затвердевшей колеи, зачастую поджидает любопытная встреча или удивительное открытие. Именно там случается узнать больше, чем на проторенном другими пути. Такой деликатной боковинкой с целым кладезем сокровищ за пазухой можно назвать Новую Ладогу. Чуть поодаль от федеральной трассы, приземистая и деревянная, она по-купечески ленива под жарким летним солнцем. Нотам, где прохлада и свежий ветерок, она наблюдательна и сметлива.

 

 Справка

В 2013 году новоладожская школа №1 отметит свое 100-летие. Здание школы построено по проекту известного петербургского архитектора Льва Петровича Шишко.

Среди выпускников школы есть ученые и военные, учителя, врачи, Герои Советского

Союза, воины-интернационалисты.

 

Да, дух истории у нас силен, - соглашается директор новоладожской школы №1 Елена Александровна Алексеева. - Мы, собственно, живем в музее под открытым небом.

Поясняя эту фразу, Елена Александровна начинает рассказывать об истории города, его прошлом и настоящем облике. К ней тут же присоединяются коллеги, с неменьшим пылом объясняющие те или иные события, произошедшие в новоладожской истории. И, глядя на лучащиеся глаза, слушая живые рассказы, понимаешь, что попал в клуб любителей родного края, клуб ценителей и оберегов его. В клуб естественных патриотов. Это точное определение, кстати сказать, дал заместитель директора по воспитательной работе Валентин Владимирович Никифоров. Патриотизм, сказал он, не может быть искусственным и наносным. Особенно в новоладожской школе №1. Потому что история является неотъемлемой частью жизни школы.

 

-           Мы постоянно заняты теми или иными интересными проектами, - уточняет директор школы. - Ведь немыслимо вариться в котле истории и не извлекать оттуда темы для размышлений и исследований. Например, совместно с городским краеведческим музеем мы реализуем многолетний замечательный проект «Потешаемся - военной азбуке обучаемся». На базе школы работает летний историко-краеведческий лагерь. Тридцать лет назад у нас была создана литературно-краеведческая студия «Память». Выходит школьная газета «Большая перемена».

 

Вот буквально завтра ребята из летнего лагеря едут на могилу художника Василия Максимова.

Руководитель школьного музея Светлана Луканина добавляет:

 -Школа уже много лет ухаживает за его могилой. Когда была создана литературно-краеведческая студия «Память», в ней работала наш школьный библиотекарь Галина Петровна Цветкова. Она вела рубрику «Поэты Волховского фронта», но помимо этого всегда интересовалась и сейчас интересуется, работая внештатным сотрудником краеведческого музея, историей родного края. На классных часах она рассказывала ребятам о художнике Максимове, поскольку он родился в наших краях - в деревне Лопино, близ Новой Ладоги. Примечателен тот факт, что, окончив Академию художеств в 1866 году, Василий Максимов отказался от конкурса на большую золотую медаль, получив звание классного художника третьей степени. "Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, - говорил он. - Я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя». После рассказов об этом прекрасном человеке и художнике у ребят возникло естественное желание поклониться его могиле. Стали приезжать, а когда увидели, что могила находится в запущенном состоянии, сама собой родилась традиция  за ней ухаживать.

 

 

Также сам собой родился еще один проект, ко­торый условно можно назвать «Водницкий». Как рассказала Елена Александровна, ее теперешние десятиклассники, а тогда восьмиклассники, когда заинтересовались темой участия Новой Ладоги в Великой Отечественной войне, случайно узнали, что на территории водницкой больницы есть заб­рошенная могила. Организовав поисковую рабо­ту, дети выяснили, что в первые дни войны сюда из Ленинграда была эвакуирована целая больни­ца. Для защиты от артналетов близ здания были вырыты щели, чтобы врачи вместе с ранеными могли там укрыться и переждать бомбовые атаки. Однако в первый же налет одна из бомб накрыла тех, кто пытался спастись таким образом. Погиб­ло до 60 человек. На этом месте был установлен памятник жертвам фашистского налета, однако о нем никто не заботился. Учителя, родители и дети восстановили памятник. Теперь приходят сюда вспомнить о героях войны, о тех, кто не вернулся с нее. И, самое главное, ребят здесь не нужно просить говорить потише. Сами невольно замол­кают. Без напоминаний убирают вокруг могилы, кладут цветы.

Как замечает Елена Александровна, один про­ект часто дает жизнь другому проекту. Так, напри­мер, идея восстановить памятник «Водницкий» ро­дилась, когда ребята в рамках проекта «Вверх по седому Волхову» побывали в деревне Рогожа. Де­ревня примечательна тем, что местные жители со­брали все фотографии односельчан, погибших в ВОВ, и на их основе создали памятник.

 

Кроме «Водницкого» теме Великой Отечествен­ной войне был посвящен еще один проект, реализованный ребятами новоладожской школы, - «Песни и письма войны». Все старые письма, что находились в городском краеведческом музее, школьники перевели в электронный вид, , а также составили большую флнотеку различных песен о войне. Диски с песнями на 9 Мая получили все ветераны города.

 

Совсем не чужим для Новой Ладоги является имя великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. В 1764-1768 гг. здесь квартировал Суздальский пехотный полк под его командованием. В этот период Суворовым было написано «Пол­ковое учреждение» - руковод­ство по обучению и воспитанию солдат. Безусловно, школа не могла остаться в стороне от дан­ного факта, и с 2005 года в тесном сотрудничестве с городским краеведческим музеем начала реализацию проекта "Потешаемся - военной азбуке обучаемся Как пояснила сотрудник музея, автор проекта Наталья Морозова, про­грамма позволяет показать суво­ровскую эпоху через элемент реконструкции. Обучаясь и играя, ребята изучают историю. В част­ности, знакомятся с историей Суздальского полка, с историей формы, с фактами жизни Суво­рова. Через данный проект про­шло несколько поколений детей, а его непременными атрибутами является участие в праздниках -«Алтарь Отечества» и 9 Мая. Ког­да мальчишки и девчонки (в юные суворовцы посвящают и девочек) барабанят и торже­ственно маршируют, чеканя строевой шаг, от них не оторвать глаз. Как-то, когда ребята были на экскурсии в Ботаническом саду, их просто оккупировали желающие сфотографироваться.

 

Еще бы, форма у юных «потешников» настоящая, да и они себя держат как истинные маленькие воины - звание суворовцев обязывает.

 

Летом в школе работает исторический лагерь. Как рассказыает Светлана Луканина, целый месяц ребята занимаются различными проектами. Изучают окрестности, узнают историю названия улиц, предприятий, памятников. В один год, к примеру, измеряли Гостиный Двор, в другой год взвешивали старинные кирпичи, а затем изучали школьный подвал. Результаты проектов хранятся в архиве школьного музея. Он, кстати сказать, не имеет определенной направленности, здесь собраны все материалы, имеющие важность для школы, а основой музея стала изостудия, которая существовала на базе образовательного учреждения в 1960-е годы Вел студию обычный учитель изо Борис Николае­вич Годунов, которому в этом году исполнилось 100 лет! Карти­ны многих его студийцев висят на стенах школы, и это действитель­но потрясающие работы. Неда­ром некоторые из бывших учени­ков Годунова стали профессио­нальными художниками.

 

Результатом кипучей школь­ной жизни также стала школьная газета «Большая перемена». Зачастую тот или иной ее выпуск становится итоговым проектом всей школы. Например, был вы­пуск, посвященный учителям-ве­теранам. Тогда каждый класс взял на себя труд написать об отдельном учителе. Получились очень проникновенные очерки. К Дню учителя ребята тоже постарались выпустить номер, расска­зывающий о мамах-учителях ус­тами детей. Как признаются героини статей, читать было любо­пытно и трогательно.

 

Почти 30 лет в школе суще­ствует литературно-краеведчес­кая студия «Память». Ее девизом стали слова ленинградского по­эта Вячеслава Кузнецова: «И должен я все это сохранить для будущего - сердце приказало». Были годы, когда студия тесно сотрудничала с журналом «Авро­ра», с такими замечательными поэтами, как Сергей Орлов, Па­вел Шубин, Всеволод Рождественский, Олег Шестинский, Александр Шевчук. Как рассказала библиотекарь и руководитель студии "Память" Наталья Воронина, школа сыграла не последнюю роль в судьбе некоторых поэтов. Например, во время вой­ны в шкопое находился госпиталь и в нем работал известный биб­лиограф Анаюлии Кузьмич Тарасенков. Для моряков он проводил поэтические курсы. Причем его стремление открыть мир по­эзии военным было уникальным. Такого не встречалось больше нигде. Для Александра Шевчука, ставшего впоследствии членом Союза писателей, эти курсы яви­лись поэтической альма-матер.

 

Возможно, в свою очередь «Память» тоже станет для кого-то из ребят трамплином в писа­тельское будущее. Потому что здесь исследования тесно пере­плетены с творчеством. Скажем, выполняя задания игры «Ладож­ские памятники», детям необходимо было сначала пройти и изу­чить все памятники города, а за­тем написать рассказ или стихот­ворение, касающееся увиденно­го. В их работах главным досто­инством стала искренность. Вот что, к примеру, написал восьми­классник Евгений Щерба о Ме­мориале воинской славы: «Я про­хожу между этих могилок, читаю фамилии и тут же забываю, и снова читаю... Подхожу к памят­нику - мужественный солдат, сжимающий автомат, плащ-на­кидка. Голова наклонена к земле - и в глаза не заглянуть. Я подхо­жу к стелам и снова читаю фами­лии и имена. Когда-то они были все живы... На кладбище чисто. Я не знаю точно, что такое память, но знаю, что она должна быть».

 

В том, что искренность явля­ется мерилом отношений между взрослым и ребенком, в новола­дожской школе убеждены все. А самый преданный и активный проводник искренности в массы -школьный фельдшер Дина Алексеевна Савина. Ее за глаза и в глаза называют символом шко­лы. Дина Алексеевна пришла сюда в 1965 году. В рамках урока начальной военной подготовки вела курс сандружинницы, а с 1973 года благодаря ей в школе работает медицинский кружок. Более двухсот выпускников-кружковцев посвятили себя ме­дицине.

 

На вопрос, почему взялась за это дело, Дина Алексеевна отве­чает:

- Я сама дитя военных лет, все ужасы войны знаю не понаслыш­ке. Для меня, если можно так выразиться, жизненной направ­ляющей стала такая история. У нас в Новой Ладоге работал пре­красный хирург Олег Евгеньевич Евдокимов, и он рассказывал: когда ему было 16 лет, он нахо­дился в пионерском лагере в Прибалтике. В это лето началась Великая Отечественная война, и он после бомбежки, когда дети умирали от ран, а он не знал, как им помочь, дал клятву, что после войны будет врачом. И стал им. И каждое первое занятие своего кружка мы начинаем с минуты памяти о нем и о сандружинницах, которые ушли из нашей школы на фронт.

 

Сейчас, к счастью, не военное время, однако, я считаю, всегда нужно быть готовым оказать первую помощь. Много бед случается на дорогах, в больших городах. Наши дети смогут применить свои знания в экстремальной ситуации.

-      А случалось ли такое?

-      Да. Например, в походе ребята останавливали носовое кровотечение, как-то, попав в аварию, девочки-кружковцы сами себя продиагностировали и правильно себя вели, оказав большую помощь врачам.

-      Мы бы, взрослые, доверили себя этим детям, - добавляет Елена Александровна.

-      Дина Алексеевна, - спрашиваю, - а вы пошли бы с кружковцами в разведку?

Дина Алексеевна улыбается и, ни на минуту не задумавшись, восклицает:

-      Конечно! Я ведь их готовлю не для школы, а для жизни. Для того чтобы они в ней были отзывчивыми людьми, готовыми всегда прийти на помощь.

 

Наверное, в этой фразе и кроется главный смысл существования новоладожской школы. Воспитать неравнодушных людей. Неспособных пройти мимо беды, неспособных предать свою малую и большую Родину. И способных любовь к людям и к отчему дому выразить в таких строках:

 

Новоладожские просторы -

самые родные места...

 

...Люди, природа, воздух -

Все до боли знакомо мне.

 Как все это покинуть?!

 Не приснится даже во сне.

        Виноградова Варвара, 9-й «А» класс

Маргарита ВИТАЛЬЕВА Новая Ладога

 

Дата последнего обновления страницы 17.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения